Битумные материалы, битумная грунтовка (праймер)

Битумными называются продукты переработки нефти. Они подразделяются на строительные, кровельные и дорожные.

Битум состоит из минеральных масел (40-65 %), смол (18-48 %) и асфальтенов (твердые и хрупкие частицы - 13-30 %). Асфальтены придают битуму твердость, а смолы и масла - пластичность.

Битум - самый распространенный гидроизоляционный материал. Достоинство битумов состоит в относительной простоте применения, особенно в индивидуальном строительстве.

Основное назначение битумов при строительстве - устройство оклеечной гидроизоляции и склейка полотнищ гидроизоляционных материалов.

Битумы различных марок отличаются своими физико-механическими свойствами. Старение битума вызывается частичной потерей легких масляных фракций, при этом он становится жестким и хрупким. При низких температурах битум теряет свою эластичность, становится жестким и ломким.

Битумной мастикой называют смесь расплавленного битума с наполнителем и пластификатором. В индивидуальном строительстве в качестве наполнителя применяют древесную муку, мелкие опилки, измельченный и просеянный торф или лесной мох, рубленную (20-40 мм) минеральную вату, мелкий асбест и резиновую дробленую крошку размером около 1 мм. Основное требование к наполнителю: тонкость измельчения, сухость и неспособность к комкованию. Слежавшийся и окомкованный наполнитель после просушки измельчают и просеивают через металлическое сито с ячейками 5 на 5 мм . В качестве пластификатора чаще всего используют автомобильное отработавшее картерное масло. Это наиболее доступный материал.

По сравнению с чистым битумом мастики при низких температурах становятся менее хрупкими, лучше размягчаются, а также обеспечивают более прочное приклеивание (прилипание) рулонных материалов к изолируемым поверхностям.

При повышенных температурах мастики не оплывают с наклонных и вертикальных поверхностей, что особенно важно при устройстве рубероидных кровель. Очень важно то, что мастика в широком диапазоне температур более эластична, чем битум, вязкость мастики позволяет нанести на изолируемую поверхность слой толщиной до 4 мм .

В ходе приготовления мастики для плавления битума необходим котел с толстыми (4-5 мм) стенками и плотно закрывающейся крышкой. Стандартные бочки и ведра малопригодны, так как в них битум перегревается и пригорает.

Битум очищают от упаковки и колют на куски массой 0,5-2 кг. Эту операцию лучше проводить на деревянном поддоне, чтобы не загрязнить битум, затем его загружают в котел на две третьих - три четвертых объема. Разогревают и расплавляют битум только на слабом огне в течение 2-4 ч. Во избежание пригорания и коксования не допускают сильного и резкого повышения температуры. Внешние признаки пригорания и начавшегося коксования - появление на поверхности расплавленной массы пузырей и желтовато-зеленого дыма.

Температуру разогретого битума контролируют термометром со шкалой 200° C и более, так как при плавлении «на глаз» не избежать ошибок.

В процессе нагрева и обезвоживания битумной массы с поверхности расплава сеткой-ковшом или прикрепленной к деревянной ручке консервной банкой с прибитыми в донышке отверстиями снимают всплывшие посторонние примеси. После окончания обезвоживания температура расплава должна быть около 180-190° С. Для предупреждения коксования битум не следует держать на огне при температуре свыше 190 °С более 1 ч, а при температуре 160-180° С - свыше 3 ч.

Битум считается готовым, если в массе отсутствуют нерасплавленные куски и пена, а поверхность расплава становится гладкой. При этом необходимо погасить огонь под котлом (например, засыпать его песком) или, если позволяют размеры и масса котла, можно снять его с огня и установить так, чтобы исключить случайное опрокидывание.

Сразу после этого в расплав небольшими порциями засыпают просушенный и предварительно подогретый на жаровнях наполнитель, тщательно перемешивают деревянным веслом-мешалкой до однородной массы. Перемешивание заканчивают после оседания пены. Затем в массу добавляют пластификатор и все снова перемешивают. Частички наполнителя должны быть равномерно распределены в массе.

Приготовленную мастику сразу используют, не давая ей остыть ниже 120° C , иначе слой ее будет слишком толст и не обеспечит качественного склеивания. Учитывая, что битум очень быстро (примерно за 2 мин) охлаждается, необходимо уделить особое внимание подготовительным работам.

Для приготовления 10 кг мастики требуется: 8,5 кг битума, 1 кг наполнителя и 0,5 кг пластификатора.

Битумная грунтовка (праймер)

Чтобы обеспечить прочное сцепление битумных мастик с изолируемыми поверхностями, необходима предварительная грунтовка.

Битумную грунтовку готовят из битума, растворенного в неэтилированном бензине (Б-70) в соотношении 1:3 по объему или 1:2,5 по массе. При этом битум рекомендуется сначала расплавить. Затем битум, охлажденный до 80° C , небольшими порциями добавляют в бензин, тщательно перемешивая до полного растворения и получения однородной массы. Такой технологический прием позволяет более быстро и тщательно растворить битум и одновременно уменьшает опасность возникновения пожара при работе с бензином.

Грунтовку процеживают через металлическую сетку с ячейками 0,5 на 0,5 мм. Лучше наносить ее в два приема (толщина каждого слоя 0,1 мм ).


По материалам "Строим погреб" (Шайденкова Л.В. )




Fast: [10] [20] [30]