Обозначения лакокрасочных материалов
Существует общепринятая система обозначений лакокрасочных материалов, в которой находят отражение их свойства, назначение и условия эксплуатации.
По преимущественному назначению и применительно к условиям эксплуатации введены обозначения цифрами: 1 - атмосферостойкие, 2 - ограниченно атмосферостойкие, 3 - защитные, консервационные, 4 - водостойкие, 5 - специальные, 6 - маслобензостойкие, 7 - химически стойкие, 8 - термостойкие, 9 - электроизоляционные.
В классификации учитывается и тип пленкообразователя, который для краткости обозначают двумя буквами.
Лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки выпускаются на основе различных смол: поликонденсационных (АУ - алкидно-уретановых, ГФ - глифталевых, КО - кремнийорганических, МЛ - меламиновых, МЧ - мочевинных (карбамидных), ПФ - пентафталевых, УР - полиуретановых, ПЛ и ПЭ - полиэфирных насыщенных и ненасыщенных, ФЛ - фенольных, ФА - фенолоалкидных, ЦГ - циклогексановых, ЭП - эпоксидных, ЭФ - эпоксиэфирных, ЭТ - этрифталевых); полимеризационных (КЧ - каучуковых, МС - масляно- и алкидностирольных, НП - нефтеполимерных, ХВ - перхлорвиниловых, АК - полиакрилатных, ВЛ - поливинилацетальных, ВА - поливинилацетатных, ХС - на основе сополимеров винилхлорида); природных (БТ - битумных, КФ - канифольных, МА - масляных, ШЛ - шеллачных, ЯН - янтарных); на основе эфиров целлюлозы (АБ - ацетобутиратцеллюлозных, АЦ - ацетилцеллюлозных, НЦ - нитратцеллюлозных, ЭЦ - этилцеллюлозных).
Каждому лакокрасочному материалу присваивают наименование и обозначение, состоящее из букв и цифр. Обозначение лаков состоит из четырех, пигментированных материалов - из пяти групп знаков.
Первая группа означает вид лакокрасочного материала и записывается словом - лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка.
Вторая группа указывает тип пленкообразующего вещества, обозначаемый двумя буквами, указанными выше (эмаль МЛ-..., лак ПФ-...).
Третья группа указывает на преимущественные условия эксплуатации лакокрасочного материала, обозначаемые одной из цифр, как указано выше. Между второй и третьей группами знаков ставится дефис (эмаль МЛ-1..., лак ПФ-2...).
Четвертая группа - это порядковый номер, присвоенный лакокрасочному материалу при его разработке, обозначаемый одной, двумя или тремя цифрами (эмаль МЛ-1110, лак ПФ-283).
Пятая группа (для пигментированных материалов) указывает цвет лакокрасочного материала полным словом (эмаль МЛ-1110 серо-белая).
При обозначении первой группы знаков для масляных красок, содержащих в своем составе только один пигмент, вместо слова «краска» указывают наименование пигмента, например, «сурик», «мумия», «охра» и т. д. (сурик МА-15).
Для ряда материалов между первой и второй группами знаков ставятся индексы: Б - без летучего растворителя, В - для водоразбавляемых, ВД - для воднодисперсионных, ОД - для органодисперсионных, П - для порошковых.
Третью группу знаков для грунтовок и полуфабрикатных лаков обозначают одним нулем (грунтовка ГФ-021), а для шпатлевок - двумя нулями (шпатлевка ПФ-002). После дефиса перед третьей группой знаков для масляных густотертых красок ставится один нуль (сурик МА-015).
Для лакокрасочных материалов, полученных на смешанных пленкообразователях, вторую группу знаков обозначают по пленкообразующему, определяющему свойства материала.
В четвертой группе знаков для масляных красок вместо порядкового номера ставят цифру, указывающую, на какой олифе изготовлена краска: 1 - натуральная олифа, 2 - олифа «Оксоль», 3 - глифталевая олифа, 4 - пентафталевая олифа, 5 - комбинированная олифа.
В некоторых случаях для уточнения специфических свойств лакокрасочного покрытия после порядкового номера ставят буквенный индекс в виде одной или двух прописных букв, например: В - высоковязкий, М - матовый, Н - с наполнителем, ПМ - полуматовый, ПГ - пониженной горючести и т. д.
По материалам "Малярные работы" (Сост. Сафроненко В.М.)
Выбор керамической плитки
Для облицовки фасадов и нижних поверхностей террас и балконов выбирайте марку с повышенной морозостойкостью. Чем больше плитка поглощает влаги, тем менее морозоустойчива. При замерзании вода разрывает керамическую плитку. Внимательно ознакомьтесь с информацией, размещенной на упаковке керамической плитки, или просмотрите сопроводительную документацию.
Обозначения AI или BI говорят, что эта керамическая плитка морозостойкая и подходит для наружных работ, код AIII или ВIII обозначает, что данная марка керамической плитки предназначена только для внутренних работ.
Напольная керамическая плитка должна обладать повышенным сопротивлением истиранию. По международным стандартам выделяют 5 групп в зависимости от степени устойчивости. Они обозначены от PEI-I до PEI-V. Первая группа наименее устойчива к истиранию, пятая - самая устойчивая. Приведем таблицу с информацией о месте применения каждой группы.
Группа | Места использования керамической плитки |
I | Ванная, спальня и другие помещения с низкой посещаемостью и отсутствием загрязнения |
II | Жилые помещения, кроме кухни и коридора |
III | Кухни, коридоры, лоджии |
IV | Парадные в подъездах, торговые залы, офисы |
V | Магазины, рестораны и другие места с высокой посещаемостью |
Важный критерий качества керамической плитки - формат и внешний вид. Керамическая плитка должна иметь четкие размеры, абсолютно правильные угль и идеально ровную поверхность.
Глазурованная керамическая плитка должна иметь равномерное глазурованное покрытие - одинаково окрашенное, без подтеков или белесых краев.
Керамическая плитка бывает разных размеров. Для оформления кухни популярен формат 10х10 см. Существует керамическая плитка в виде паркета, 15х45 см или 15х60 см. Такая керамическая плитка удобна для укладки и хорошо смотрится.
Определившись с назначением и эксплуатационными свойствами керамики, узнайте ее сорт. Для этого нужно посмотреть маркировку на упаковке. По международным нормам вся маркировка на упаковке для 1-го сорта должна быть красного цвета, для 2-го - синего, а для 3-го - зеленого. Но лучше всего покупать продукцию известных производителей, таких как «Марацци», «Вивес», «Апарины», «Розенталъ», «Перонда» или «Майсене» и «Версаче».
Напольная керамическая плитка должна выдерживать большие механические нагрузки. При неправильном выборе этого параметра плитка может раскрошиться под каблуками. Важны показатели сопротивления на изгиб и предел прочности при изгибе. Степень водопоглощения и толщина керамической плитки влияют на показатели сопротивления на изгиб и предел прочности при изгибе. Обратите также внимание на износостойкость и поверхностную твердость керамических плиток.
Требования безопасности предусматривают прежде всего устойчивость к скольжению. Керамическая плитка исключительно огнеупорна и, следовательно, пожаробезопасна. Нагретая до высоких температур она не плавится и не деформируется, не горит и не выделяет вредных газов.
Керамическая плитка почти не проводит электричество. Ее легко мыть и чистить, она не накапливает грязь, - именно поэтому ею чаще всего выкладывают помещения, требующие повышенной гигиеничности, - медицинские учреждения, ванны, туалеты и т. д.
Чем ниже сорт плитки, тем больше у нее дефектов - неравномерная окраска, пятна, изъяны поверхности или нарушения геометрии. В партии изделии 1-го сорта на 100 керамических плиток допускается 5 дефектных, а для плиток средних и низких сортов такая норма еще больше. Это следует предусмотреть при расчете необходимого количества плитки.
Маркировка. На коробке, как правило, помещается следующая информация:
- страна - производитель;
- название фабрики или торговая марка;
- название плитки (ее цвета в серии);
- сорт;
- номинальный размер в сантиметрах и дюймах;
- толщина в миллиметрах, если она отличается от стандартной для данного типа плитки;
- количество квадратных метров в упаковке и количество в штуках;
- тон плитки;
- калибр, таблица калибров для данного формата;
- класс водопоглощения и технология изготовления;
- тип поверхности;
- номер партии;
- персональный номер контролера;
- предупреждение о том, что все претензии по материалу необходимо предъявлять до его укладки;
- необходимые комментарии, соответствие нормативам.
Цены на разные виды керамической плитки. Себестоимость производства бикоттуры 20х20 значительна меньше, чем производство полированного греса 30х60. Для однотипных плиток имеют значение такие параметры, как толщина, технология изготовления поверхности, дополнительная обработка. Фирмы с высокотехнологичным производством, представляющие широкую гамму продукции, как правило, выпускают более качественный материал по более высоким отпускным ценам.
Если вам продали некачественный материал, то заявить об обнаруженных дефектах надо до начала укладки, естественно, предоставив дефектный образец. В таком случае продавец должен принять обратно или заменить товар ненадлежащего качества. Если керамическая плитка скалывается или ломается, то это, скорее всего, происходит вследствие плохой настройки оборудования для резки и низкой квалификации исполнителей.
Срок хранения керамической плитки. Ранняя майолика (бикоттура) или плитки Cotto уже сотни лет украшают итальянские дворцы. Даже частично утратив свой внешний вид, до сих пор выполняют свои защитные и эстетические функции. Но в остальном, естественно, все зависит от условий эксплуатации и выбранного материала. Ни один производитель не может гарантировать заранее срок эксплуатации своего материала, не зная, где и как он будет применен. Тем не менее в рекламных целях производители заявляют сроки, в течение которых керамическая плитка сохранит свои качества.
Сколько весит один кв.метр плитки? Самая легкая керамическая плитка - бикоттура, она самая тонкая и наименее плотная из всех типов плитки. Один квадратный метр весит примерно 13 кг . Самая тяжелая - плотные плитки грес: при толщине 8,5 мм квадратный метр плитки 30х30 весит около 19,5кг, а плитка форматом 30х60 при толщине 9,5 мм весит 20,5 кг . В конце каталога фирмы - производителя обычно приводятся специальные таблицы, в которых указаны нормы упаковки и вес того или иного типа плитки.
По материалам "Материалы для ремонта" (Сост. Фидорович О.И.)
Как и чем оградить садовый участок
Обязательным элементом благоустройства участка является его ограждение. Вид ограды, ее характер в основном зависят от характера садовой застройки. Представьте себе великолепный дом с аркадой, колоннами, высокой лестницей и шикарным входом. И вокруг такого дома - забор из штакетника или жердей и плетеного хвороста. По крайней мере, у каждого из нас возникнет недоумение, психологическое невосприятие увиденного.
А теперь представьте плетеный забор вокруг дачного участка с деревянным, бревенчатым домиком, крытым камышом. Из-за плетня приветливо кивает золотыми цветущими шапками подсолнечник, под ним - свечи цветущей мальвы, на нем - голубые граммофончики ипомеи (крученый паныч). Согласитесь, эта картина намного приятнее предыдущей. Забор воспринимается как нечто неотъемлемое, внешний вид усадьбы радует глаз и ласкает душу.
Почему так происходит? Ведь и в первом, и во втором случаях ограда и строения выполнены качественно и красиво.
Дело в том, что в первом примере нет общего архитектурного решения фасада дома и ограды. Материал и методы отделки здания должны повторяться в ограждении. Второй отрицательный фактор - явное противоречие исторического прошлого и современных строительных материалов. Однако подобный забор и в наше время никто не осудит в сельской местности, вокруг стареньких хаток-мазанок. Возвратимся к первому примеру и попытаемся исправить положение. Сделаем современное ограждение из железобетонных плит, природного камня или кирпича. А чтобы хозяину было уютно и спокойно, поднимем забор на 3 метра , а то и больше. Кажется, сделали все по правилам: и материал современный, и перекликается с отделкой здания, но что-то не так. Плохо то, что нарушены пропорциональность и единство частей. С улицы видна лишь верхняя часть здания. Огромный забор своей массой и монотонностью угнетает и зрительно воспринимается очень тяжело. Некоторые состоятельные граждане взяли за правило отгораживаться такими заборами не столько от воров и жуликов, сколько от честного народа и реалий нишей жизни. А зря. Ведь красота у нормального человека вызывает только положительные эмоции. Тем более, что массивное ограждение противоречит архитектурному решению общей застройки улицы и конкретно - дизайну усадьбы.
Не секрет, что за высоким забором - искусство садово-паркового евродизайна, но радость оно приносит только хозяевам. А ведь издавна существовала традиция самые красивые цветы высаживать в палисадниках, чтобы прохожий увидел, улыбнулся и мысленно поблагодарил хозяина за его доброе сердце. Помните, что ограда - то же самое, что обрамление картины. Она должна подчеркнуть красоту вашего дома, фасада и озеленения.
Высокие сплошные заборы строят обычно для отделения участка от улицы с интенсивным движением, защищая таким образом участок от проникновения шума и пыли. Материалами для его строительства могут служить кирпич, шлакоблоки, натуральный камень, дерево, железобетон, различные типы штакетников, с калитками и воротами. Однако при определенных условиях забор может создавать большую площадь затенения и служить преградой для проникновения воздуха.
Какой по конструкции будет забор на садовом участке, зависит от вашего желания, имеющегося в наличии материала и конкретных геологических условий садово-огородного массива.
Ограды могут быть живые или искусственные. Основанием для искусственной ограды служат фундаменты, цоколи, столбы, несущий каркас из слег, проволоки или рамок. Материал для ограды подбирают исходя из ее функций (отгораживание от улицы, соседних участков, отделение части участка, ограждение огорода от проникновения зайцев и др. животных).
При выборе типа забора надо учитывать следующее. Деревянный забор начинает разрушаться через 10-12 лет после постройки. Деревянный забор на бетонных или стальных столбах ветшает через 12-15 лет. Причем замены, как правило, требуют только деревянные элементы забора. Полностью металлический забор (столбы могут быть и бетонные) при правильной постройке и эксплуатации «живет» более 25 лет.
По материалам "Малые архитектурные формы " (Сост. Задорожная Л.А.)